Обзор итогов VII-й Международной конференции по лесным пожарам в Бразилии

С 28 октября по 2 ноября 2019 г. в городе Кампу-Гранди (Бразилия) прошла VII-я Международная конференция «Борьба с природными пожарами в меняющемся мире: защита населения и территорий от природных пожаров с помощью интегрированного подхода к управлению огнем»

Основная цель этого мероприятия - обмен опытом между странами в области охраны лесов от пожаров. Первая подобная международная конференция по лесным пожарам была проведена в 1989 году в г.Бостон (США) и далее проходила в разные годы в г.Ванкувер (Канада), г.Сидней (Австралия), г.Севилья (Испания), г.Сан-Сити (ЮАР) и г.Пхенчхан (Южная Корея). В VII-й Международной конференции приняли участие более тысячи государственных служащих, ученых, практиков, представителей частного бизнеса и гражданского общества из 37 стран, а также представители ООН и других международных и региональных организаций, заинтересованных в изучении и совершенствовании охраны лесов от пожаров.

Участники представили более 100 устных докладов, посвященных различным аспектам, связанным с лесными пожарами. Весь объем докладов можно разделить на следующие тематические направления:

Определенным новшеством конференции можно назвать наличие нескольких дистанционных сообщений (в видеорежиме) на одной из сессий, кроме того в холе конференц-центра были представлены почти двести стендовых докладов презентаций.

В одном из приветственных докладов было отмечено, что за последние 30 лет (с момента первой конференции) наблюдается обострение ситуации с природными пожарами во всем мире. Это связывают, в первую очередь, с увеличением средней температуры воздуха на 2 градуса, что привело к увеличению продолжительности пожароопасных сезонов.

Участникам конференции был показан долгосрочный прогноз горимости природных территорий до 2099 года, согласно которому в Российской Федерации, с точки зрения погодных условий повышенная напряжённость не ожидается.

Долгосрочный прогноз горимости природных территорий на всех континентах

На конференции большое внимание было уделено профилактике лесных пожаров и волонтерскому движению. Много говорилось о разъяснительной работе среди населения, приводились примеры привлечения граждан в качестве добровольных пожарных, а также для выполнения работ по противопожарному обустройству лесов.

Так, в США, в сравнении с 2000-м годом доля лесных пожаров от антропогенного фактора сократилась на 18%. При этом особо отмечалось, что затраты на пропаганду весьма скромные, так как существенная доля работ (подготовка роликов, постеров, наград для конкурсантов и т.д.) выполняется организациями и частными лицами бесплатно в формате благотворительной или спонсорской помощи.

Мировая тенденция - арендаторы природных территорий все больше участвуют в борьбе с лесными пожарами!

Например, лесопользователи в Колумбии и Бразилии отвечают за противопожарные профилактические мероприятия и тушение пожаров. Интересен пример фермерского хозяйства в Колумбии, где на арендованной территории для пастьбы скота в 22 тыс. га с наличием сосновых и эвкалиптовых насаждений с высоким классом природной пожарной опасностью, создают противопожарные разрывы шириной 40 – 60 метров и вырубают нижние ветки деревьев (поднятие кроны) до 3 метров для предотвращения перехода низовых пожаров в верховые. В результате такой работы, за 18 лет на указанной арендуемой территории пожарами пройдено всего 50 га лесной площади, от огня пострадало только одно строение.

Как правило, компании в местах своей хозяйственной деятельности активно работают с местным населением для предотвращения пожаров нанимают их для проведения работ по противопожарному обустройству. В школах проводят образовательные беседы со школьниками. Вместе с тем, арендаторам сложно взять всю финансовую нагрузку на себя. Частично подключается государство, например, в части подготовки персонала, а также в обеспечении средствами тушения лесных пожаров фермерских хозяйств и добровольных дружин. Также в последние годы возрастает роль неправительственных организаций, которые оказывают финансовую помощь в виде грантов на предотвращение пожаров и вовлечение местных сообществ в профилактику природных пожаров и защиты населенных пунктов.

Одной из особенностей конференции стало выделение большого внимания вопросам задымления от пожаров, которое наносит вред здоровью пожарных, населения, переносит продукты горения на северные территории (способствуя глобальному потеплению).

В связи с этим предлагается рассматривать задымление от лесных пожаров как серьезную угрозу жизни и здоровью как самих пожарных, так и жителей городов и поселков, а также активизировать научно-исследовательские работы по прогнозированию динамики задымления от лесных пожаров.

Например, в США обсуждается потенциальная возможность принятия решения об эвакуации населений городов и поселков только на основании прогноза длительного задымления от природных пожаров (даже без непосредственной угрозы огня).

Интересный доклад по этой теме был представлен американским ученым – пирологом Питером Ламом. С его слов за период с 2017 по 2018 годы задымление в городах-мегаполисах на западе США наблюдалось, в общей сложности, 700 дней. Например, в 2018 году в условиях задымления, превышающих предельно допустимые нормы концентрации вредных веществ в атмосфере, в течение продолжительного времени пребывали 46 млн жителей штатов Калифорния, Аризона, Невада, Юта, Орегона. Имеются подтвержденные данные о преждевременной смерти (в связи c задымлением) почти 600 человек в Канаде.

Основная причина - крупные частицы черного углерода не выводятся из организма, вызывая тяжелые легочные заболевания. В этой связи Лесная служба США, совместно с Департаментом внутренних дел, с привлечением космического Агентства NASA и других институтов, начали долгосрочную программу исследований в области моделирования пожаров и задымления от них.

Принципиально новым направлением исследований можно назвать попытки оценки вертикальной структуры дымового шлейфа крупного лесного пожара с целью использования этой информации для корректировки прогноза задымления. В частности, это было озвучено в докладе исследовательской группы лесной службы США (Нарасимхан К. Ларкин, Сьюзен М. О'Нил) и из Университет Вашингтона (Джонатан Каллахан, Роберт С. Соломон, Джоэл Дубови) по теме «О результатах инструментальных замеров дыма от лесных пожаров для прогнозирования и управления качеством воздуха».

Анализ вертикальной структуры дымового шлейфа

В проекте по данным исследованиям участвуют Национальная метеослужба США, Университет штата Вашингтон, Агентство по защите окружающей среды США, Гидрометеослужба Канады, Лесная служба Канады Министерство здравоохранения Британской Колумбии U.S. National Weather Service и другие. Программа исследований продолжается и результаты доступны в Интернете.

Полученная информация используется всеми заинтересованными организациями и институтами, а также населением с целью оценки качества воздуха. В программу по исследованиям приглашаются другие заинтересованные учреждения и компании.

Что касается российской науки, то в вопросах прогнозирования распространения задымления у нас наблюдается определенное отставание.

Вместе с тем, во всех рассматриваемых случаях реально используемых методов и алгоритмов, результат прогноза всегда был в качестве самостоятельного продукта - не интегрированного в системы поддержки принятия решений. Можно отметить, что разработанная в филиале ФБУ ВНИИЛМ «Центр лесной пирологии» (г. Красноярск) методика экономической оценки вреда, причинённого атмосфере вследствие лесного пожара, является уникальной. Она, безусловно, не решает текущие задачи по оценке угрозы задымления конкретных объектов и лесных площадей, но может быть использована для оценки целесообразности тушения лесных пожаров на удаленных территориях.

Визуализация одной из моделей прогнозирования задымления

Представитель Департамента внутренних дел США Джейсон Стейнмец представил интересный доклад «О постоянной нехватке ресурсов пожаротушения в Соединенных Штатах, межведомственных программах и процессах по его решению».

Национальная координационная группа по лесным пожарам США (NWCG -National Wildfire Coordination Group обеспечивает координацию организационных усилий по тушению природных пожаров между федеральными, региональными и местными органами власти, а также другими организациями и партнерами.

Учитывая возможность привлечения разнородных сил, в США создана так называемая «модель построения управления силами и средствами на пожаре» - Incident Command System (ICS).

Существуют определенные уровни подготовки специалистов, которые гарантируют, что если пожарный имеет соответствующий класс, то он точно обладает перечисленными в соответствующем стандарте навыками и компетенциями.

За период эволюции ISC в ней появилось более 180 позиций квалификации специалистов. Подготовка и деятельность лесного пожарного соответствует квалификациям «Лесной пожарный 2-го типа» Firefighter Type 2 (FFT2) с объемом подготовки около 40 учебных часов, и «Лесной пожарный 1-го типа» Firefighter Type 1 (FFT1) суммарно до 100 и более часов (с учетом специализаций). Квалификационная система не допускает возможности выполнения определенных обязанностей работником при отсутствии определённых установленных квалификаций (видов подготовки). По сути, реализован принцип непрерывной подготовки специалистов в течение всей трудовой деятельности.

В СССР существовала система допусков к видам работ по тушению. Например, парашютист-пожарный мог иметь допуск (с отметкой в свидетельстве) к работе с мотопомпами, к работе с вертолетными спусковыми устройствами и т.д. Каждый допуск давался после определенного количества часов подготовки и имел определенный срок действия, после которого требовалось подтверждение квалификации.

Такая система «по инерции» частично используется и в настоящее время. Вместе с тем, в рамках действующего законодательства не только нет утвержденных программ подготовки, но и отсутствует сама правовая основа процедур аттестации и сертификации лесных пожарных (нет утвержденных форм свидетельств, а также порядка прохождения подготовки для допуска к определенным видам работ). Особенно эта проблема актуальна для работников авиапожарных команд из-за противоречий авиационного и лесного законодательства. Опыт зарубежных коллег в области организации и тушения природных пожаров оказался на столько удачным, что сейчас в США активно прорабатываются вопросы распространения подобной системы на другие виды работ. Еще с 2003 года ISC стала основой для появления национальной системы управления в кризисных ситуациях National Incident Management System (NIMS) для всех чрезвычайных служб страны.

Информационные технологии прогнозирования и развития лесных пожаров на конференции широко были представлены в стендовых докладах и презентациях. Однако, здесь заслуживали внимание результаты подобных работ не только ученых из развитых стран Европы, США, Канады и Австралии, но и развивающихся стран.

Примечателен доклад Тарде Роландо, представителя Министерства сельского хозяйства Чили, об использовании информационных технологий в управлении ресурсами пожаротушения и принятии управленческих решений.

После катастрофических сезонов с лесными пожарами 2014 и 2017 годов, в стране были приняты существенные меры в части усиления оснащения специализированных служб лесопожарной техникой и оборудованием, а также развитием информационных программ. С учетом относительно небольшого количества лесных пожаров, а также небольшого научного коллектива, объем финансирования можно назвать колоссальным 60-80 долларов США на 1 га (в приведении к численности специалистов, даже больше чем в США). Это позволило разработать комплекс различных математических методов, моделей, алгоритмов и технологий. В существующем на данным момент виде они не доведены до автоматизированного формирования рекомендаций по принятию решений. С учетом небольших территорий и относительно небольшого количества природных пожаров, выбран подход, при котором непосредственно в штабах по тушению кроме пожарных работают ученые, которые помогают в использовании современных технологий и участвуют в обсуждении решений. В докладе приводился пример, когда благодаря прогнозу распространения трех крупных пожаров, действующих в одном районе, удалось правильно оценить угрозы от каждого и грамотно перераспределить силы (снять часть людей с одного пожара и перебросить на другой, более опасный).

Опыт привлечения представителей науки в команду по организации тушения лесных пожаров можно считать интересным. Особенно если речь будет идти о внедрении новых информационных технологий в работу штабов по тушению лесных пожаров.

Интересным был доклад представителя из Австралии. Судя по представленному описанию, у них внедрена информационная система аналогичная той, что разрабатывается во ВНИИЛМ в рамках темы «Разработка методики управления силами и средствами тушения, применяемыми при ликвидации крупного лесного пожара, на основании автоматизированной подсистемы, интегрированной в ИСДМ-Рослесхоз».

Данная система, кроме космической информации о распространении природных пожаров, ставшей уже обыденной, позволяет учитывать расположение ресурсов пожаротушения, поставленные каждой группе пожаротушения задачи, текущее состояние ресурсов, объем выполненных работ, затраты и т.д.

В качестве важной тенденции в лесной науке можно указать, наличие докладов, с упоминаниями методов математического моделирования для решения задач, связанных с информационным обеспечением охраны лесов от пожаров. Междисциплинарный подход к решению задач становится все более популярен в современной науке.

Сравнительный анализ исследований, которые проводятся в Российской Федерации, и тех, о которых говорилось на конференции, показывает необходимость усиление в российской лесной науке роли технологий математического моделирования и геопространственного анализа данных.

Лесопожарное зонирование в традиционном российском понимании (когда деление осуществляется по преимущественному способу обнаружения лесных пожаров, например, наземная зона или авиазона) имеет определенный смысл только для крупных стран. Тем более, если рассматривать зоны контроля лесных пожаров. Все-таки, в ряде стран под лесопожарным зонированием понимают зоны с разной регламентацией работ, но, в конечном счете, в зависимости от текущей ситуации к тушению может привлекаться и авиация и наземные силы (независимо от зоны). В Канаде, например, зона интенсивной охраны включает лесные земли высокой ценности и районы, где существует риск для жизни человека. Ограниченная зона охраны включает в себя удаленные лесные земли, или другие районы с низкой ценностью, где интенсивная охрана лесов не может быть оправдана экономически. Зона интенсивной охраны составляет около 35 % всей территории лесов Канады (110 млн га). В США, южнее 48 параллели, все пожары тушатся, за исключением отдельных заповедников, где запрещена всякая человеческая деятельность, однако, при высоких классах пожарной опасности по условиям погоды принимается решение о тушении. Неохраняемые (ограниченно охраняемые территории) расположены на Аляске на площади более 100 тыс. га. К примеру весь район Танана отнесен к неохраняемой территории на площади около 5 тыс. га.

В некоторых странах зоны определяются динамически с точки зрения пожарной опасности. Так в Бразилии, при поддержке немецких ученых, разработана система прогнозирования природной пожарной опасности в лесах по данным космических наблюдений на основе трех типов растительных горючих материалов - РГМ (песок, сухой РГМ, влажный РГМ), и границы территорий с указанными типами РГМ регулярно (примерно раз в месяц) актуализируются.

В ходе конференции организаторами мероприятия были проведены межведомственные учения по тушению пожара с участием военных, спасателей и представителей лесной охраны Бразилии, с применением наземной техники и авиации, с демонстрацией современного лесопожарного оборудования и ручных инструментов.

В части технических средств, представленных на выставке в рамках конференции, можно отметить следующие интересные разработки:

Каталог оборудования и средств пожаротушения производства Бразилии, доступен по ссылке...

По итогам конференции была принята Резолюция, где участники мероприятия подтвердили, что во многих регионах мира растет число лесных пожаров и повышается угроза для жизни и здоровья людей, пожары угрожают объектам экономики включая социально важную инфраструктуру. Также в Резолюции отмечено, что проблема увеличения риска природных пожаров и ущерба от них связана с последствиями социальных, экономических и экологических изменений, в частности в землепользовании, демографические изменения, деградация экосистем, а также изменение климата.

Указывается, что классические подходы к управлению рисками, на основе институциональных механизмов, не в состоянии справиться с этой растущей тенденцией, по этому требуются межведомственные подходы. Это значит, что парадигма решения проблемы с помощью отдельных и разрозненных служб и действий по предотвращению или тушению пожаров должна быть пересмотрена.

При этом, единое и целостное планирование должно обеспечивать и повышать устойчивость общества, окружающей среды и экономики к природным пожарам путем решения следующих задач:

По мнению участников конференции, процесс принятия решений по совершенствованию охраны лесов от пожаров должен основываться на фактически имеющихся данных и подкрепляться системами мониторинга и оценки. Осуществление решений должно быть последовательным, согласованным и скоординированным на всех уровнях с вовлечением заинтересованных организаций, общества и науки.

Комплексный межведомственный подход будет способствовать достижению целей в области устойчивого развития в целях исполнения решений Парижского соглашения и Сендайской рамочной программы по уменьшению опасности стихийных бедствий на 2015-2030 годы.

Ожидается, что в предстоящие годы, в процессе совместной работы ученых и практиков, использования достижений науки и техники, мы получим ощутимые положительные результаты в области охраны лесов от пожаров, которые не стыдно будет представить, в том числе, на следующей VIII-й Международной конференции по лесным пожарам, которая состоится в 2023 году в Португалии.

В качестве вывода по итогам конференции в Бразилии можно отметить, что с целью предотвращения отстранения Российской Федерации от международной кооперации в области лесной пирологии, важно активизировать сотрудничество с зарубежными коллегами, в первую очередь, в формате совместных международных проектов. Кроме очевидных решений, в части активного участия российских ученых в международных конференциях, семинарах и т.д., важно обратить внимание на возможность участия в конкурсах на получение совместных (с иностранными специалистами) грантов. Необходимо обеспечить вхождение Рослесхоза в международные профессиональные и научные сети, способствующие повышению статуса Российской Федерации и признания труда российских ученых на международном уровне.

Р.В. Котельников