О проектировании лесных дорог

Строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров является одной из важных мер противопожарного обустройства лесов. Лесная дорога является объектом лесной инфраструктуры и попадает под действия лесного законодательства. При этом лесное и дорожное законодательство не совсем между собой гармонизированы.

Если немного упростить изложение, то с точки зрения дорожного законодательства – дорога это «объект капитального строительства», т.е. имущество у которого есть балансодержатель. В лесном хозяйстве чаще всего дорогу рассматривают в качестве «процесса», т.е. работы (мероприятия) по строительству, реконструкции и эксплуатации. И оформление дороги обычно заканчивается подписанием акта выполненных работ. Такой подход делает практически невозможным использовать для строительства лесных дорог деньги дорожных фондов.

Попытка навести определённый порядок уже была. Распоряжением Правительства о перечне объектов лесной инфраструктуры было выделено два понятия: лесные дороги (как имущество) и лесные проезды (только результаты выполненных работ). Но вышедший позднее «Порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры, утверждённый приказом Минприроды России в конце 2020 года понятие лесного проезда не раскрывает.

Кроме того, этот Порядок окончательно подводит понятие лесной дороги под дорожное законодательство и предписывает при их создании руководствоваться Сводом правил (СП 288.1325800.2016) Дороги лесные. Правила проектирования и строительства, утвержденным приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 952/пр.

Указанный Свод правил классифицирует дороги по назначению подразделяются на лесовозные лесные дороги (постоянные и временные), а также лесохозяйственные лесные дороги (не используемые для вывозки древесины).

Не останавливаясь на лесовозных лесных дорогах, особо отметим, что документ предусматривает процесс планирования размещения лесохозяйственных лесных дорог, в том числе экономические и инженерные изыскания, а также внесения изменений (предусматривающих создание соответствующих дорог) в План размещения сети лесных дорог (обычно разрабатываемый на 10 лет), в Лесной план субъекта Российской Федерации, и в Лесохозяйственные регламенты.

При экономических изысканиях проводят сбор и анализ следующей информации:

План размещения лесных дорог может содержать положение о планировании размещения лесных дорог, пояснительную записку и соответствующие карты-схемы.

Карта-схема размещения лесных дорог субъектов Российской Федерации выполняется в установленном масштабе и включает в себя:

После завершения планирования размещения лесохозяйственных лесных дорог осуществляется этап проектирования. Строительство автомобильных лесных дорог постоянного действия осуществляют в соответствии с проектной документацией, утвержденной в установленном порядке, частью которой является проект организации строительства (ПОС), а также с проектами производства работ (ППР).

ПОС разрабатывают в целях определения общей продолжительности строительства автомобильной дороги, эффективной технологии и последовательности выполнения строительно-монтажных и других работ, определения потребности строительства в трудовых и материально-технических ресурсах, а также источников получения дорожно-строительных материалов, изделий и конструкций.

ППР разрабатывают на основе ПОС и проектной документации в целях детального моделирования процесса строительства автомобильной лесной дороги. ППР разрабатывают на строительство автомобильной дороги в целом, на этап, годовой объем работ или на выполнение отдельных видов работ.

Филиала ФБУ ВНИИЛМ «Центр лесной пирологии» (г. Красноярск) предлагает заинтересованным лицам в том числе услуги по планированию размещения лесохозяйственных лесных дорог.