О проектировании лесных дорог

Строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров является одной из важных мер противопожарного обустройства лесов. Лесная дорога является объектом лесной инфраструктуры и попадает под действия лесного законодательства. При этом лесное и дорожное законодательство не совсем между собой гармонизированы.

Если немного упростить изложение, то с точки зрения дорожного законодательства – дорога это «объект капитального строительства», т.е. имущество у которого есть балансодержатель. В лесном хозяйстве в ряде случаев дорогу рассматривают в качестве «процесса», т.е. как реализацию мероприятия по строительству, реконструкции и эксплуатации. И оформление дороги обычно заканчивается подписанием акта выполненных работ. На баланс дорога почти никогда не ставится. Следует так же отметить, что подход делает практически невозможным использовать для строительства лесных дорог деньги дорожных фондов.

Попытка навести определённый порядок уже была. Распоряжением Правительства о перечне объектов лесной инфраструктуры было выделено два понятия: лесные дороги (как имущество) и лесные проезды (только результаты выполненных работ). Но вышедший позднее «Порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры, утверждённый приказом Минприроды России в конце 2020 года понятие лесного проезда не раскрывает.

Кроме того, этот Порядок окончательно подводит понятие лесной дороги под дорожное законодательство и предписывает при их создании руководствоваться Сводом правил (СП 288.1325800.2016) Дороги лесные. Правила проектирования и строительства, утвержденным приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 952/пр.

Указанный Свод правил классифицирует дороги по назначению подразделяются на лесовозные лесные дороги (постоянные и временные), а также лесохозяйственные лесные дороги (не используемые для вывозки древесины).

Не останавливаясь на лесовозных лесных дорогах, особо отметим, что документ предусматривает процесс планирования размещения лесохозяйственных лесных дорог, в том числе экономические и инженерные изыскания, а также внесения изменений (предусматривающих создание соответствующих дорог) в План размещения сети лесных дорог (обычно разрабатываемый на 10 лет), в Лесной план субъекта Российской Федерации, и в Лесохозяйственные регламенты.

При экономических изысканиях проводят сбор и анализ следующей информации:

План размещения лесных дорог может содержать положение о планировании размещения лесных дорог, пояснительную записку и соответствующие карты-схемы.

Карта-схема размещения лесных дорог субъектов Российской Федерации выполняется в установленном масштабе и включает в себя:

После завершения планирования размещения лесохозяйственных лесных дорог осуществляется этап проектирования. Строительство автомобильных лесных дорог постоянного действия осуществляют в соответствии с проектной документацией, утвержденной в установленном порядке, частью которой является проект организации строительства (ПОС), а также с проектами производства работ (ППР).

ПОС разрабатывают в целях определения общей продолжительности строительства автомобильной дороги, эффективной технологии и последовательности выполнения строительно-монтажных и других работ, определения потребности строительства в трудовых и материально-технических ресурсах, а также источников получения дорожно-строительных материалов, изделий и конструкций.

ППР разрабатывают на основе ПОС и проектной документации в целях детального моделирования процесса строительства автомобильной лесной дороги. ППР разрабатывают на строительство автомобильной дороги в целом, на этап, годовой объем работ или на выполнение отдельных видов работ.

Филиала ФБУ ВНИИЛМ «Центр лесной пирологии» (г. Красноярск) предлагает заинтересованным лицам в том числе услуги по планированию размещения лесохозяйственных лесных дорог.