Нормотворчество и регуляторная гильотина

Многие слышали выражение, что «Строгость наших законов компенсируется необязательностью их исполнения». В последние годы система контроля и надзора в нашей стране стала постепенно усиливаться. Очень скоро стало понятно, что большое количество нарушений в лесной отрасли связано не только с традиционным российским разгильдяйством, но и с недостатками самого законодательства. Отдельные положения приказов и инструкций порой противоречат друг другу, а беспрекословное выполнение всех норм в ряде случаев делает текущую деятельность специалистов невозможной. В связи с этим параллельно с реформой контроля и надзора началась переработка и самих обязательных требований.

Главной концепцией указанных изменений является совершенствование процедуры нормотворчества, в части установления и оценки применения обязательных требований.

Уже сейчас процесс законотворчества и разработки нормативных правовых актов является жестко зарегулированным многоэтапным процессом, целью которого является повышение качества издаваемых документов. Процедуры немного отличаются от уровня правового акта, но в целом, на примере ведомственных актов Минприроды России, основными этапами являются:

Важным элементом указанной процедуры является оценка регулирующего воздействия, которая состоит из двух этапов. На первом необходимые расчёты выполняет автор нормативного акта, на втором экспертизу проводит Минэкономразвития России.

В ходе оценки проводится:

Для качественного выполнения указанных процедур, для разработки практически каждого нормативного правового акта должны подключаться научные учреждения для подготовки полноценного научного обоснования.

В дополнении к указанным процедурам, в рамках описанной выше реформы, издан Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации". При этом предусмотрено, что в ходе процедуры оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России проводит оценки соответствия этому закону всех проектов нормативных правовых актов.

Обязательные требования, предусматривающие установление в отношении граждан и организаций разрешительных режимов (в формах лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации, прохождения экспертизы, получения согласований, заключений и иных разрешений) устанавливаются только федеральными законами (и только в случаях если это явно предусмотрено федеральными законами - нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации).

Важным элементом интеграции России в мировое сообщество является требование обеспечить соответствие внутренних нормативных правовых актов договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актам, составляющим право Евразийского экономического союза, а также положениям других международных договоров Российской Федерации. Обеспечивается строгий контроль за соблюдением процедур общественного обсуждения актов, а также установлено что вступление новых требований возможно только с фиксированной даты (1 марта или 1 сентября), но не ранее чем по истечении 90 дней после дня их опубликования. Это даст дополнительную возможность субъектам общественных отношений подготовиться к изменившимся правовым условиям.

Ещё одним интересным нововведением является ограничение сроков действия документов шестью годами (с возможностью продления на ещё не более чем на 6 лет). Такое требования приведет к необходимости для переиздания прохождение повторной процедуры общественного обсуждения и оценки регулирующего воздействия (включая экономический анализ, анализ рисков и т.д.).

Но это вся для новых актов. А как быть с уже действующими актами? Вот именно на этом этапе вступает в действие «регуляторная гильотина». В соответствии с перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечивается признание утратившими силу (не действующими на территории Российской Федерации) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).

Естественно, есть исключения (перечень критически важных актов, которых «регуляторная гильотина» не затрагивает). Да и сам Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" содержит целый список случаев, на которые он не распространяется.

Несмотря на то, что переиздание ряда нормативных актов происходит в ограниченные сроки, что снижает качество документов, в целом происходящие процессы можно расценивать как положительные. Реализованные в России правовые механизмы позволяют не только общественным и природоохранным организациям, но и отдельным экспертам и специалистам лесного хозяйства непосредственно участвовать в процессе нормотворчества и помочь авторам документов выявлять возможные противоречия и пробелы повышая качество нормативной правовой базы лесного хозяйства.


Директор филиала ФБУ ВНИИЛМ
«Центр лесной пирологии» (г. Красноярск)
Р.В. Котельников