Многие слышали выражение, что «Строгость наших законов компенсируется необязательностью их исполнения». В последние годы система контроля и надзора в нашей стране стала постепенно усиливаться. Очень скоро стало понятно, что большое количество нарушений в лесной отрасли связано не только с традиционным российским разгильдяйством, но и с недостатками самого законодательства. Отдельные положения приказов и инструкций порой противоречат друг другу, а беспрекословное выполнение всех норм в ряде случаев делает текущую деятельность специалистов невозможной. В связи с этим параллельно с реформой контроля и надзора началась переработка и самих обязательных требований.
Главной концепцией указанных изменений является совершенствование процедуры нормотворчества, в части установления и оценки применения обязательных требований.
Уже сейчас процесс законотворчества и разработки нормативных правовых актов является жестко зарегулированным многоэтапным процессом, целью которого является повышение качества издаваемых документов. Процедуры немного отличаются от уровня правового акта, но в целом, на примере ведомственных актов Минприроды России, основными этапами являются:
- утверждение плана нормотворческой деятельности;
- раскрытие информации о подготовке проектов нормативных правовых актов (публикация на сайте уведомления о разработке на срок не менее 10 дней);
- общественное обсуждение текста проекта нормативного правового акта – публикация на срок не менее 15 дней (или публичное обсуждение проекта и сводного отчета в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия, в зависимости от степени регулирующего воздействия на сайте - от 10 до 20 рабочих дней);
- независимая антикоррупционная экспертиза – (публикация на сайте) не менее 7 дней;
- согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (до 10 дней, на каждый федеральный орган исполнительной власти, вопросы которых затрагивает акт);
- подготовка заключения по результатам оценки регулирующего воздействия (в зависимости от степени регулирующего воздействия, от 7 до 10 рабочих дней);
- подписание Министром;
- правовая и антикоррупционная экспертиза в Минюсте России и государственная регистрация приказа в Минюсте России (не регламентирована, но обычно 30 - 60 дней).
Важным элементом указанной процедуры является оценка регулирующего воздействия, которая состоит из двух этапов. На первом необходимые расчёты выполняет автор нормативного акта, на втором экспертизу проводит Минэкономразвития России.
В ходе оценки проводится:
- описание проблемы, анализ международного опыта, описание возможных иных способов решения проблемы;
- выявление основных групп субъектов, интересы которых будут затронуты, оценка количества таких субъектов;
- оценка рисков решения проблемы предложенным способом регулирования и рисков негативных последствий;
- описание методов контроля эффективности избранного способа достижения цели регулирования;
- разработка необходимых для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия.
Для качественного выполнения указанных процедур, для разработки практически каждого нормативного правового акта должны подключаться научные учреждения для подготовки полноценного научного обоснования.
В дополнении к указанным процедурам, в рамках описанной выше реформы, издан Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации". При этом предусмотрено, что в ходе процедуры оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России проводит оценки соответствия этому закону всех проектов нормативных правовых актов.
Обязательные требования, предусматривающие установление в отношении граждан и организаций разрешительных режимов (в формах лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации, прохождения экспертизы, получения согласований, заключений и иных разрешений) устанавливаются только федеральными законами (и только в случаях если это явно предусмотрено федеральными законами - нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации).
Важным элементом интеграции России в мировое сообщество является требование обеспечить соответствие внутренних нормативных правовых актов договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актам, составляющим право Евразийского экономического союза, а также положениям других международных договоров Российской Федерации. Обеспечивается строгий контроль за соблюдением процедур общественного обсуждения актов, а также установлено что вступление новых требований возможно только с фиксированной даты (1 марта или 1 сентября), но не ранее чем по истечении 90 дней после дня их опубликования. Это даст дополнительную возможность субъектам общественных отношений подготовиться к изменившимся правовым условиям.
Ещё одним интересным нововведением является ограничение сроков действия документов шестью годами (с возможностью продления на ещё не более чем на 6 лет). Такое требования приведет к необходимости для переиздания прохождение повторной процедуры общественного обсуждения и оценки регулирующего воздействия (включая экономический анализ, анализ рисков и т.д.).
Но это вся для новых актов. А как быть с уже действующими актами? Вот именно на этом этапе вступает в действие «регуляторная гильотина». В соответствии с перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечивается признание утратившими силу (не действующими на территории Российской Федерации) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).
Естественно, есть исключения (перечень критически важных актов, которых «регуляторная гильотина» не затрагивает). Да и сам Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" содержит целый список случаев, на которые он не распространяется.
Несмотря на то, что переиздание ряда нормативных актов происходит в ограниченные сроки, что снижает качество документов, в целом происходящие процессы можно расценивать как положительные. Реализованные в России правовые механизмы позволяют не только общественным и природоохранным организациям, но и отдельным экспертам и специалистам лесного хозяйства непосредственно участвовать в процессе нормотворчества и помочь авторам документов выявлять возможные противоречия и пробелы повышая качество нормативной правовой базы лесного хозяйства.
Директор филиала ФБУ ВНИИЛМ «Центр лесной пирологии» (г. Красноярск) |
Р.В. Котельников |