О порядке оценки потерь в результате лесного пожара

В Правилах тушения лесных пожаров есть норма, предписывающая при оформлении Акта о лесном пожаре указывать предварительную оценку потерь в результате лесного пожара в естественных и стоимостных характеристиках.

К сожалению, даже специалисты лесной сферы не всегда могут разобраться в тонкостях правового регулирования. В связи с поступающими вопросами решили подготовить небольшой комментарий.

Для начала небольшое отступление. Соотношение понятий "ущерб", "вред", "убытки" в гражданском праве является дискуссионным, поскольку их четкое законодательное разделение отсутствует. По смыслу ст. 1064 ГК РФ вред рассматривается, как всякое умаление охраняемого законом материального или нематериального блага, любое неблагоприятное изменение в охраняемом законом благе, которое может быть имущественным или неимущественным (нематериальным) (Определение Верховного Суда РФ от 27.01.2015 N 81-КГ14-19).

Наиболее часто формой выражения материального (имущественного) вреда в гражданских правоотношениях являются убытки, под которыми понимается реальный ущерб и упущенная выгода (в силу ст. 15 ГК РФ, п. п. 13 - 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Таким образом, ущерб – это составная часть вреда, предполагающая некие имущественные потери. В контексте лесных пожаров можно трактовать, что вред от пожара (в отличие от ущерба) включает в себя в том числе экологическую, социальную и другие нематериальные составляющие.

В Лесном кодексе Российской Федерации предусмотрена разработка методики определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства. Такая методика утверждена постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства».

Если лесной пожар возник вследствие нарушения лесного законодательства, то расчёт вреда должен осуществляться исходя из указанной методики. Несмотря на то, что формально эта методика не распространяется на пожары, возникшие в результате гроз, использование её и для указанных пожаров формально не запрещено (так как этот вопрос пока никак не регулируется).

К самой методике у некоторых лесопользователей возникает ряд вопросов, среди которых ключевым является то, что для ряда случаев применяются ряд увеличивающих коэффициентов (в 3, в 5 раз, а в некоторых случаях 50 раз). Противники подобных норм заявляют, что подобное увеличение является элементом наказания (штрафа), но почему-то возмещение такого «многократно увеличенного» (по их мнению) вреда не освобождает от обычных штрафов, а за одно нарушение не может быть несколько наказаний. На самом деле никаких путаниц и нарушений Конституции нет. Существует ряд компонентов вреда (в частности, экологическая составляющая, потеря социальной функции лесов и т.д.), которую невозможно рассчитать напрямую. Именно для частичной компенсации такого вреда и введены необходимые компоненты.

Часто возникают вопросы, а можно ли в ущерб от лесного пожара (если, к примеру, пойман виновник) включать, например, стоимость затрат на тушение. На самом деле, конечно, можно и даже нужно. Кроме лесного законодательства существует ещё и Гражданский кодекс и много соответствующих подзаконных актов. Указанная выше методика, утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730, определяет только ту часть вреда от лесного пожара, которая причинена непосредственно лесу (природным объектам). Даже если речь идёт о уже о заготовленной древесине (например штабеля необработанных брёвен), то тут уже применяется подход, как к обычному имуществу (в рамках Гражданского кодекса).

Правилами тушения лесных пожаров предусмотрено, что при оценке потерь в результате лесного пожара кроме леса (древесины на корню) в расчёт включается заготовленная лесопродукция, оценка повреждения зданий, сооружений, машин, оборудования и другого имущества, а также стоимость работ по очистке территории, стоимость лесовосстановительных работ, и естественно стоимость работ по тушению лесного пожара.

Указанная в Правилах тушения формулировка «предварительная оценка потерь в результате лесного пожара» не требует наличие какой-то особой «методики предварительной оценки…». Этот термин относится только к исходным данным. Т.е. часть информации необходимой для расчёта в установленный нормативным актом срок (пять дней после ликвидации лесного пожара) может не быть. Поэтому в оценке используются те данные, которые есть. Если же речь идёт о судебных решениях о наказании виновных, то к моменту судебного заседания могут быть подготовлены и дополнительно представлены суду более точные расчёты.

Но информация о вреде, причинённом вследствие лесного пожара, нужно не только для суда. Сведения нужны для общего анализа ситуации и принятия управленческих решений в области охраны лесов от лесных пожаров. Речь может идти о перераспределении ресурсов, а также об обосновании возможного увеличения финансирования.

К сожалению, на практике вопросу учёта вреда уделяется мало внимания, и сведения, по экспертной оценке, существенно занижены.

Последнее время со стороны общественников и природоохранных организаций имеется много претензий к существующей методике вреда лесам, в первую очередь в части экологического и социального вреда. Центром лесной пирологии по заданию Минприроды России были разработаны Методические указания по расчёту вреда лесам от лесных пожаров, которые решают ряд методических проблем и упростят работу специалистов лесного хозяйства. Сейчас проект проходит согласительные процедуры, после которых он будет опубликован на сайте https://regulation.gov.ru/


Директор филиала ФБУ ВНИИЛМ
«Центр лесной пирологии» (г. Красноярск)
Р.В. Котельников