25 лет спустя… объекты исследований не бросаем!

Специалистами Центра лесной пирологии (филиал ФБУ ВНИИЛМ) и Института леса им. В.Н. Сукачёва ФИЦ КНЦ (ИЛ СО РАН) осуществлена экспедиция по обследованию вырубок в предгорьях Восточного Саяна с целью оценки долговременного этапа лесовозобновления и уровня пожарной опасности. В рамках экспедиции в Манский р-он, Красноярского края были обследованы леса и старовозрастные вырубки (со сроками заготовки леса более 20 лет), на предмет оценки геоботанического разнообразия, качества лесовозобновления и изменения уровня природной пожарной опасности.

Уже многие годы, как среди профильных лесных специалистов, так и в целом общества, не останавливается полемика по вопросам “как влияют рубки и пожары на биологическое разнообразие” и о том “долго ли таёжные сообщества восстанавливаются после природного и антропогенного воздействия. В науке есть специальный термин “сукцессия” который применительно к лесным экосистемам оценивает последовательные закономерные смены одного биологического сообщества (древостоев, геоботанического, микробного и т.д.) другим на определённом участке среды с течением времени в результате влияния природных факторов (в том числе внутренних сил) или воздействия человека”.

Целью экспедиции красноярских лесных учёных как раз и было оценить данные изменения в темнохвойной тайге, базируясь на точных исходных данных. Обследования проводились на пробных площадях, заложенных как под пологом леса, так и на вырубках, лесозаготовительные работы на которых велись во второй половине 90-ых годов прошлого века. Часть из этих лесосек была очищена от порубочных остатков методом сплошного пала в 1998-1999 гг. специалистами лаборатории лесной пирологии ИЛ СО РАН (под руководством д.с.-х.н., проф. Э.Н. Валендика). На некоторых пробных площадях в дальнейшем была осуществлена посадка и посев хвойных пород (в разное время). То есть по сути исследования ведутся на уникальных в своём роде объектах, где лесные сукцессии можно наблюдать в деталях. Имея полную информацию о том, в каком состоянии были участки до начала лесозаготовительных работ и что происходило на них во время огневой очистки (погода и характеристики горения, динамика запасов горючих материалов, температуры у поверхности и на разной глубине в почве и т.д.). Для оценки экологического состояния после проведения лесопожарных экспериментов, каждая вырубка на которой было контролируемое выжигание проходила детальное обследование (пирологические наблюдения, оценки геоботанического зарастания, животного населения и начального этапа лесовосстановления). В дальнейшем обследования стали проводиться с интервалом в пять лет. В отличие от естественных гарей на вырубках, пробные площади на участках после экспериментальных выжиганий позволяют сформировать массив значительно более точных и обширных данных, которые нельзя достигнуть, только работая на гарях.

В ходе наблюдений выявлено, что спустя более двадцати лет после воздействия огня, найти следы пирогенного воздействия крайне сложно. Как правило, уже в течение первых нескольких лет нагар на стволах полностью смывается дождями и снегом, обуглившие участки разрушаются, а обгоревшая поверхность лесной подстилки, несгоревшие валёж и пни зарастают мхами, лишайниками и сосудистыми растениями. Даже из предварительных результатов экспедиции хорошо видно, что лесовосстановление коммерчески ценных хвойных пород лучше идет на негоревших участках (в силу сохранения части хвойного подроста), однако в целом более высокое видовое разнообразие и меньшая природная пожарная опасность наблюдается на участках, где порубочные остатки были сожжены в первый год после лесозаготовки. На данных постпирогенных насаждениях в экспедиции фиксировались смешенные мелколиственно-темнохвойные насаждения. Особый интерес вызывает то, что наряду с берёзой и осиной в составе смешанных насаждений в основном пологе среди лиственных деревьев ученые наблюдали более редкую в Сибири иву древовидную. Если говорить о живом напочвенном покрове, то его биоразнообразие на обследованных объектах значительное. Если на участках вырубок с пирогенным воздействием были зафиксированы наиболее часто разнотравный, мелкотравный и осочковый тип зарастания, то для негоревших участков достаточно фиксировались разнотравные, крупнотравные и папоротниковые типы живого напочвенного покрова.

В целом, как на участках пройденных огнем, так и без него, зафиксировано достаточно успешное возобновление коренными темнохвойными породами, а сами молодые лесные насаждения, в силу их смешанного видового состава, являются устойчивыми и разнообразными, как с точки зрения видового состава древесных пород, так и их устойчивости к нашествию фито и энтомовредителей и уровня природной пожарной опасности. После камеральной обработки собранных материалов планируется подготовка совместно со специалистами ИЛ СО РАН научных и научно-популярных публикаций по данным исследованиям.

Биологическое разнообразие мхов и лишайников, сформировавшееся за 25 лет на порубочных остатках. О том, что в этом месте ровно четверть века назад было высокоинтенсивное горение подсказывают только незначительные отметки в виде сажи и обугленности снизу на некоторых пнях. В подавляющем большинстве случаев следы сильного низового пожара за этот период времени практически полностью исчезли (заросли растительностью, смылись дождями и снегом, а также выгорели на солнце).
Краснокнижный лишайник Лобария легочная (лат. Lobaria pulmonaria) произрастающий на стволе ивы.