Охрана лесов от пожаров наиболее важная сфера отношений в области лесного хозяйства. Особенностью конституционно-правового статуса Российской Федерации, является принцип разделения полномочий, которые серьезно повлияли на организационную систему охраны лесов от пожаров. После принятия Лесного кодекса 2006 года, который с точки зрения организации охраны лесов от пожаров был достаточно либеральным, но в него в последствии вносился ряд изменений, связанных с установлением требований, ограничений и нормативов. Серьезные отличия природно-климатических, лесопирологических и социально-экономических условий России обуславливают необходимость введения лесопожарного зонирования, а также маневрирования ресурсами пожаротушения, в том числе специально созданным федеральным резервом. Это привело к формированию сложной системы нормативно-правовых актов в лесопожарной сфере.
Новые изменения Лесного кодекса, которые внесены в июле 2023, явились очередным радикальным шагом в процессе практически непрерывного совершенствования лесного законодательства.
К некоторым, наиболее значимым, можно отнести:
- введение понятия мер экстренного реагирования;
- требование по разработке порядка осуществления мер экстренного реагирования;
- требование по разработке видов пожарной техники, оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств тушения лесных пожаров в целях осуществления мер экстренного реагирования устанавливаются федеральным органом;
- требование по разработке нормативов зон контроля лесных пожаров;
- введение требований разработки Планов противопожарного обустройства регионов, а также Планов противопожарного обустройства лесничеств каждые 5 лет;
- возможность создания в защитных лесах объектов лесной инфраструктуры, включая лесные дороги.
Основными можно считать изменения, связанные с применением для тушения лесных пожаров в регионах резерва ПДПС ФБУ Авиалесоохрана» (теперь это будет называться «Федеральный резерв экстренного реагирования»). Заключение коммерческих договоров на привлечение этих сил уже не требуется. Решение о привлечении таких сил будет приниматься Рослесхозом не на основании запросов регионов, а по заранее установленным им же критериев. Следует отметить, что влияние указанных выше изменений, еще предстоит оценить, но уже на этом этапе понятно, что внедрение этих изменений потребует серьезной проработки подзаконных нормативно-правовых актов, которые издаются во исполнение изменений, внесенных в Лесной кодекс Российской Федерации.