Удаленные территории Российской Федерации

Удаленность территорий от сертифицированных аэропортов

Для организации охраны лесов от пожаров на удаленных территориях в Российской Федерации организована авиационная охрана лесов. Чаще всего к местам пожаров парашютисты пожарные доставляются методом десантирования с парашютом из самолета. Но для вывозки авиапожарных команд необходимы вертолеты, радиус эффективного действия которых обычно ограничен. Опыт авиалесоохраны, а также исследования Центра лесной пирологии показали, что оптимальным расстоянием для качественной охраны является расстояние не более 250 км. Именно этот критерий обычно принимают для характеристики удаленности территорий от мест базирования. При этом следует помнить, что реальная возможность организации авиационной охраны лесов от пожаров на конкретной территории зависит от большого числа факторов, включая наличие сертифицированных средств заправки. Обобщенным критерием можно считать наличие в относительной близости авиакомпании, что определяется совокупностью экономических факторов (в том числе объемом коммерчески выгодных заказов). Наличие вертолетной площадки не дает основание полагать, что получится заключить с её владельцем или какой-либо другой авиакомпанией договор на выполнения авиалесоохранных работ.

Карта-схема "Удаленность территорий от аэродромов из реестра гражданской авиации"[Скачать в высоком разрешении...]

Существующие авиационные отделения лесопожарных формирований в большинстве случаев имеют инфраструктуру для организации временного базирования, но это касается в основном авиаотделений, находящихся относительно недалеко от базовых аэропортов.

С этой точки зрения, для стратегического планирования авиационной охраны лесов важно оценить удаленность территорий от сертифицированных аэропортов и аэродромов из государственного реестра воздушных судов. Естественно, такой подход тоже не дает возможности принимать тактические решения по конкретным авиационным отделениям, но может дать обобщенную картину по наличию сертифицированной аэродромной инфраструктуры.

Обращаем внимание, что отнесение территории «к удаленной» не является основанием для автоматического выделению там зон контроля лесных пожаров, где в определенных условиях может быть принято решение об отказе от тушения некоторых лесных пожаров. Для выделения таких территорий должны рассматриваться совокупность факторов. В частности, территория может не являться удаленной, но являться труднодоступной. Так как для тушения некоторых пожаров далеко не всегда можно обойтись только авиационными средствами. В некоторых случаях наземная поддержка необходима даже в зоне авиационной охраны лесов

Интерактивная информационная панель расположения аэродромов, вертодромов и посадочных площадок

Данную панель можно развернуть на все экран. На интерактивной карте можно посмотреть расположения аэропортов, аэродромов, вертодромов и посадочных площадок (в том числе не входящих в реестр гражданской авиации), а также посмотреть краткую информацию по каждому объекту. На втором листе можно посмотреть список объектов в разрезе субъектов Российской Федерации. Для пользователей доступна возможность выбирать нужные слои (фильтры), а также возможность выгрузки данных.

Интегрированная в страничку интерактивная паналь временно заменена ссылкой. Для перехода нажмите мышкой на картинку ниже.

О необходимости регистрации аэропортов, аэродромов и посадочных площадок

Не все знают, что кроме аэродромов и вертодромов гражданской авиации, для которых существует государственный реестр гражданской авиации Российской Федерации, прочие посадочные площадки (не подлежащие категорированию по воздушному законодательству), тоже должны вносится в реестр объектов транспортной инфраструктуры. Такая регистрация осуществляется собственником площадки в соответствии с Порядком утвержденным приказом Минтранса России от 15.09.2020 № 377. Обращаем внимание, что требования регистрации не затрагивают военные объекты.

Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории, установлены соответствующими федеральными авиационными правилами (приказ Минтранса России от 04.03.2011 № 69)

О начале деятельности на посадочной площадке и о её прекращении, необходимо уведомлять Федеральное агентство воздушного транспорта.