В связи с повышением пожарной опасности в результате наступления неблагоприятных климатических условий и необходимостью стабилизации обстановки с пожарами, постановлением Правительства Красноярского края от 03.05.2024 № 319-п введен особый противопожарный режим на территории отдельных муниципальных образований Красноярского края. С 22.04.2024 приказом Министерства природных ресурсов и лесного комплекса от 06.05.2024 № 86-876-од введены ограничения пребывания граждан в лесах и въезд в них транспортных средств с целью обеспечения пожарной безопасности в лесах на территории Красноярского края.
Противопожарный режим это требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности,действие которого распространяется также и на природную среду. Своевременное введение особого противопожарного режима позволяет оперативно принять меры по предупреждению пожаров и снизить ущерб от них. Установление особого противопожарного режима является одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности на землях, не занятых лесными насаждениями.
В период действия особого противопожарного режима в целях обеспечения мер пожарной безопасности, постановлением установлены дополнительные требования пожарной безопасности, направленные на ограничение посещения лесов гражданами, запрет на разведение костров (мангалов и др.) в лесах, а также введен запрет на использование открытого огня на землях населенных пунктов, землях сельскохозяйственного назначения, землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях особо охраняемых территорий и объектов, землях лесного фонда, землях водного фонда, землях запаса.
Постановление напоминает правообладателям и арендаторам земельных участков, о необходимости обеспечения их содержания в пожаробезопасном состоянии, (очистку от сухой травянистой растительности и горючего мусора и др.). Органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить: выполнение первичных мер пожарной безопасности; обеспечить защиту населенных пунктов от перехода природных пожаров на их территории; актуализировать планы эвакуации населения; поддерживать в постоянной готовности системы оповещения и информирование населения; организовать в СМИ, интернет-ресурсах и в других информационных ресурсах информирование населения о вводимых особых противопожарных режимах.
Центр лесной пирологии на постоянной основе ведёт научные исследования, связанные с оценкой различных факторов влияющих на корректную оценку пожарной опасности по условиям погоды, а также природных и антропогенных факторов. Данная информация помогаетопределять более точное время введения профилактических противопожарных мероприятий.
Напоминаем, что нарушение правил пожарной безопасности предусматривает получение предупреждения или штрафа, размер которого устанавливается в зависимости от причиненного ущерба. Также предусмотрена и уголовная ответственности за нарушение правил пожарной безопасности, для лиц, которые обязаны следить за их исполнением, и лиц, чьи действия привели к возникновению лесного пожара, чей-либо гибели или причинению тяжкого вреда здоровью.
В частности, предусмотрена уголовная ответственность лиц, виновных в возникновении пожара:
- за совершение умышленного поджога, по ч. 2 ст. 167 УК РФ;
- за уничтожение или повреждение имущества в результате неосторожного обращения с огнём, по ст. 168 УК РФ;
- если пожар возник вследствие нарушения требований пожарной безопасности, совершенного лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, виновное лицо привлекается к уголовной ответственности по ст. 219 УК РФ;
- за уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем (разведение и оставление непотушенных костров, выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы, оставление горюче-смазочных материалов, бросание горящих спичек, окурков и т.п.) виновные лица подлежат уголовной ответственности по ч. 1 и 2 ст. 261 УК РФ;
- за уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путём поджога виновные лица подлежат уголовной ответственности по ч. 3 и 4 ст. 261 УК РФ.
Так же предусмотрена административная ответственность лиц, виновных в возникновении пожара:
- за пожар, возникший вследствие нарушения требований пожарной безопасности и в результате которого уничтожено (повреждено) чужое имущество либо причинен легкий или средней тяжести вред здоровью человека, виновные лица привлекаются к административной ответственности по ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ;
- ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах установлена статьей 8.32 КоАП.
Более подробно с видами и размерами штрафов, связанных с охраной лесов от пожаров, можно ознакомится по ссылке...